В моем личном опыте, я обнаружил, что самая прямая дорога к
большей близости с Богом пролегает через практику дисциплины почти потерянного
церковью искусства – того, что называется молитвой созерцания. С
момента обнаружения этого откровения примерно около десятилетия назад, оно
стало одним из моих любимых практик – одним из центральных особенностей
хождения с Богом.
Молитва эта приводит нас в Его присутствие, а Его присутствие приносит личное
откровение.
Я познакомился с жизнью Святого Бернарда Клервонского Saint Bernard of
Clervaux. Я никогда прежде не слышал о нем. Только позже я узнал, что он был
монахом в 12-м веке, который был достаточно близко знаком с путями
созерцательной молитвы и ходил в большой близости с Богом.
Я пережил нечто, описанное в глубинах некоторых из величайших сокровищ
Христианства, и я посоветовал бы отправиться туда любому верующему. В течение
целого года (а хотелось продлить это подольше) я читал лишь Библию и писания
отцов Ранней Христианской Церкви, известных, как "пустынные отцы”.
Я навечно разбогател духовно благодаря этому путешествию. И если вы читали мою
книгу Wasted on Jesus (Расточенный для Иисуса), то много вдохновений этой
классики пришло вместе со мной с моего путешествия в этот период времени.
В течение того года, чем больше я читал, тем больше начинал понимать, что
нахожусь на "родной земле ”. Это была та дорога, по которой я уже
ходил в некоторой степени. Созерцательная
молитва вся сконцентрирована на пути к близости с Богом. И Библия
полна ссылок, описывающих этот самый путь:
"Мы
же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в
тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа” (2 Кор.
3:18)
"Остановитесь
(прекратите
бороться и утруждаться по плоти) и познайте,
что Я - Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле” (Пс. 45:11)
"Взирая
на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему
радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола
Божия” (Евр. 12:2)
Мы говорим здесь о древней Христианской практике, которая не была широко
известна или практикована во многих протестантских кругах в наши дни, но
которую Святой Дух восстанавливает вновь для Тела Христа. В созерцательной молитве, мы как Христиане изначально не
обращаемся к Богу как к тому, кто сидит на своем Троне на Небесах, но через
реальность нового рождения во Христе, мы соединяемся с Ним как с Тем, кто
теперь стал жить и обитать внутри нас. Каждый из нас имеет трон в
нашем сердце, где Он пребывает очень личным и уникальным образом для каждого из
нас. В противопоставление, в молитве ходатайства, мы подходим к Богу, который
восседает на своем троне на Небесах. Тогда мы, как верующие, произносим свои
прошения, стоим в проломе, и напоминаем Богу о Его Слове.
Еще одна фраза, которая часто используется во многих кругах сегодня это
"единение с Богом” (communion with God – дословно переводится
как: причастие). Это понимается, как
приходить во взаимоотношение (общение) с Богом посредством силы Святого Духа во
Христе Иисусе, который пребывает в каждом рожденном свыше верующем. Единение с Богом – это путь общения
со Святым Духом, когда мы учимся успокаивать и приглушать все отвлекающие
внешние факторы нашей души и мира вокруг нас, успокаивать весь внутренний хаос
и шум извне, которые так сильно стремятся захватить все наше внимание. В этой удивительной форме молитвы, мы
приходим, как бы сказать, в самую сердцевину, "центр” нашего
естества, туда, где в нашем духе, Бог обитает через Святой Дух, который
устроил свое жилище в нас. Мы пребываем в доме Господнем, созерцаем красоту
Господню и посещаем храм Его (Пс. 26:4).
В первой главе Послания Колоссянам, Павел говорит о святых "которым благоволил
Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть
Христос в вас, упование славы” (Кол. 1:27). "Упование славы”
есть Христос в нас. Некоторые из ранних Христианских созерцательных мистиков,
как например, мадам Гийон и другие говорят об этом как о "более великом
единстве со Христом”. Это
также во многом подводит нас к сути таинства Христианского причастия, которое
должно основывается ни на чем боле, кроме созерцания Бога в нас, при принятии
вечери, когда мы принимаем Его праведность внутри нас по вере в Него, живущего
внутри нас. Давайте коротко посмотрим на цитату о Жанне Гийон, из
книги моей жены «Призыв к Тайному Месту».
Особенно выдающаяся, жизнь Мадам Гийон учит нас удивительной истине о том, как
мы можем пережить близость с Богом. Она пишет: "В Самом Иисусе Христе,
реальном и незаменимом Слове, которое пребывает в центре души, расположенной
принять Его. Ни один момент никогда не проходит мимо Его живой, плодоносной и
божественной работы”.
По мере того, как мы приходим в единение с Богом, который пребывает внутри нас,
мы приходим в общение с zoe (греч. Божья жизнь), самой жизнью Божьей, которая
очищает нас и отделяет нас для Него. Это то, что значит быть измененным
(трансформированным, преобразованным).
Однажды давно, я выучил утверждение, которое дает простое объяснение всему
этому: мы должны заботиться и беречь
внутреннюю жизнь, чтобы быть эффективными в нашей внешней жизни. Для
того, чтобы иметь возможность выступить вперед в уверенности и власти, чтобы
исполнять Божью волю и служить в силе Святого Духа, мы должны питать и хранить
наше внутреннее единение и общение с Богом. Мы должны регулярно приходить в это
место пребывания в нашем сердце, туда, где обитает Его присутствие.
Слишком часто, на протяжении истории Церкви, и даже в наши дни, у Христиан
прослеживается тенденция группироваться вокруг определенных истин. Один лагерь,
"идти и делать”, всегда идут, всегда заняты работой, участвуя в
миссиях, служа бедным, проповедуя евангелие. Другой лагерь "созерцательный”,
размышляют, пребывают в тишине, и относятся к тем, кто замыкается внутри своей
крепости, они просто хотят находиться и пребывать там все время.
Бернадр Клервонский, монах и мистик 12-го века, определил эти три лагеря
Христианской жизни: жизнь Лазаря – раскаивающийся; жизнь Марфы –
активный и посвященный служитель дома Божьего; и жизнь Марии –
созерцателя. Согласно словам Иисуса, именно Мария избрала благую (лучшую)
часть. Для нее не было причин завидовать трудам Марфы. Созерцание всегда должно
быть желаемо и ему должно всегда отдавать предпочтение. Дела должны быть
приемлемы, но их никогда не нужно искать лишь ради них самих. Полнота Христианской жизни находится в союзе сторон жизней
Марфы, Марии и Лазаря в одном человеке.
Внутренняя жизнь приготовляет нас к внешней жизни; обе нам необходимы. Один из
уроков, которому мы должны научиться – это строить мосты между этими
двумя жизнями.
Созерцание - этот тип молитвы не столько для того, что бы делать нечто как для
того, чтобы быть с Кем-то, продолжая быть в нашей молитве с Кем-то, пока мы
сами не станем выражением Его в мире через нас. Одно из лучших служений, в
котором я принял участие за последние несколько лет, произошло в Спокане, Штат
Вашингтон, когда я принял участие в течение пяти дней служения Молитва Тишины.
В течение первых десяти часов каждого
дня семеро из нас встречались вместе по утрам, чтобы делиться своими
откровениями и переживаниями, и затем мы брали на себя обет молчания в течение следующих 12
часов дня. Это
означало абсолютно никаких разговорив; ни друг с другом, не даже с самим собой.
Какая духовная дисциплина! Какой трудный день, но какой духовно обогащающий!
Эта неделя действительно восстановила мой духовный двигатель! На четвертый и
пятый дни я был полностью затоплен откровениями, которые потом хранили и несли
мою духовную жизнь меня месяцы. И это было не что иное, как духовная дисциплина
успокоения моей души перед Богом, подготавливания самого себя, чтобы слышать
Его голос. Я вряд ли смогу описать то глубокое чувство внутреннего покоя и
удовлетворенности, которые снизошли на меня в тот период времени.
Восьмая глава притчи приводит три важных принципа, относящихся к молитве
созерцания:
"Итак,
дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! Послушайте
наставления и будьте мудры, и не отступайте [от] [него]. Блажен человек,
который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у
дверей моих! потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать
от Господа; а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие
меня любят смерть" (Притчи 8:32 – 36)
Стих 34 содержит три принципа: "слушай”,
"смотри”, и
"ожидай” (в
англ. переводе). Все эти глаголы находятся в настоящем продолженном
страдательном залоге на арамейском языке, означая то, что они более длительны
во времени, чем длящиеся моменты. Благословенны те, кто слушает и продолжает
слушать, кто смотрит и продолжает смотреть, кто ждет и продолжает ждать.
Для того, чтобы слышать, нам нужно вначале закрыть свои уста. Мы не можем
говорить и слышать в одно и то же время. Бодрствовать у ворот означает быть
начеку и не спать. Иисус Навин, слуга Моисея, верно располагался в ожидании вне
палатки скинии каждый вечер, когда Моисей входил внутрь для общения с Богом.
Потому что он был бдителен и бодрствовал. Ему первому доводилось видеть славу
Божью, когда она сходила на Моисея и сияла на его лице после встречи Моисея с
Богом.
Стоять на страже у дверей означает стоять рядом, ожидая услышать то, что
Господь будет говорить, будучи готовым исполнять Его повеления или сидеть
спокойно в почитании и поклонении, чтобы Он ни пожелал от нас.
Какие есть ключи к созерцательному опыту?
Смотри, слушай и
ожидай.
Созерцательная молитва не является
некоей техникой. Это также не упражнение по расслабляющей терапии и не
самогипноз. Это не есть паранормальный или психический феномен. Также это не
является подходом к системе религиозных верований Нью Эйдж (New Age), ведущих к
самосовершенствованию, и также это не является попыткой опустошить разум. Это
вещь вовсе не новая и не является скопированной практикой Восточной медитации,
одетой в "Христианское Одеяние”. Созерцание (в оригинале meditation)
– это древний библейский инструмент, ведущий к глубоким взаимоотношениям
с Богом.
‘’Созерцать” означает пристально вглядываться, глубоко
думать, изучать, ожидать или намереваться, размышлять, погружаться в раздумья.
Словосочетание «погружаться в раздумья» означает думать о чем-то,
глубоко решать, размышлять. Созерцать
(в англ. медитировать) означает проливать свет, тепло, звук, всматриваться в
образ, как в зеркале, принимать или отражать обратно как последствие или
отражение славы.
Любое понятие смутит нас, если мы не условимся с терминологией или понятиями,
которые будем употреблять. По этой причине, я хочу привести определение
некоторых наиболее часто используемых в практике созерцательной молитвы
терминов, которые часто также встречаются в пророчествах, и созерцательных
Христианских писаниях, как новых, так и старых.
Ложное
" я ” (эго) - ветхая греховная природа человека,
о которой Павел говорит в Послании к Ефесянам: «Отложить прежний образ жизни ветхого человека,
истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и
облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости
истины» (Еф. 4:22 – 24). Ложное " я ”,
это эгоцентричное "я”, которое держится за вещи и ценности мира и
доверяет имениям, власти, и другим людям, пытаясь получить счастье,
удовлетворение, мир, цель, значимость и жизнь.
Истинное
"я ”. Это соответствует новой духовной природе и
находит подкрепление только в духе, который рожден свыше у каждого Христианина,
новое "я” в Ефесянам 4:24 и Коллосянам 3:10
»Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и
облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего
его» (Кол.
3:9,10).
Центрирование.
Не смотря на то, что это понятие широко использовалось Квакерами, это термин не
является эксклюзивным для Квакерского богословия и практики. Он просто означает
процесс отказа или освобождения; освобождения
от всех отвлечений, борющихся за наше внимание, пока мы в действительности не
окажемся с Господом один на один в Его присутствии. Мне это
нравится. Центрирование это искусство
глубокого размышления, искусство успокоения себя и фокусирование на Господе,
который есть поистине центр всей нашей жизни.
Воссоединение.
Это процесс сбора вместе всех рассеянных частей в одно целое. Этот процесс
позволяет Святому Духу пролить свет на отдельные моменты нашей жизни, также как
и принести очищение и исцеление в наши души, наши эмоции, в наши воспоминания и
наши мысли. Более известный некоторым термин, который близко определяет
название этого процесса – интеграция.
Воссоединение
с Богом. Это означает становиться одним с нашим Господином и
Логосом Творцом. Это работа, которую Бог делает в наших сердцах с двумя важными
элементами приготовления с нашей стороны: любовью к Богу и чистотой сердца.
Сначала, приходит откровение о любви от Бога к нам, и потом мы позволяем Ему
произвести в нас сердце чистоты, как выражение нашей любви к Нему.
Духовный Экстаз.
Это сверхъестественное состояние исступления, духовного экстаза, осуществляемое
действием Святого Духа, в котором человек восхищен в духовный мир, чтобы
принять откровения, видения, и другие переживания, которые желает Бог.
Все это выражает попытку созерцательного верующего описать неописуемое. Молитва созерцания служит упражнением
потери контроля над своей жизнью и разрыва с тем, чтобы больше не полагаться на
свою ветхую природу, ложное "я”. Это такой тип единения с Богом,
который призван углубить наши личные отношения с Богом и нашу уверенность в Его
пребывающем присутствии.
Это шаг подчинения, когда мы передаем всего себя в полное распоряжение Бога,
прося Его об очищении души и сознания. Во Христе Иисусе, мы открываем себя для
Святого Духа, чтобы Он вошел в контакт с нашим новым человеком, истинным
"я”, и содействовал нашему единению с Богом.
Об авторе: Джим Голл
является со основателем Encounter Networks. Он путешествовал по миру, служа и
наделяя Тело Христа силой ходатайства, пророческим служением, и жизнью в Духе.
Он также является основателем Школы Служения сердце Давида, член Апостольской
Команды Международного Служения Жатвы, и Апостольского Совета Пророческих
Старейшин. Он автор нескольких книг, включая Потерянное Искусство Ходатайства,
Потрачен на Иисуса и Грядущая Пророческая Революция. Джеймс и его супруга Михал
Анн, имеют четверо детей и проживают в городе Франклин, штат Теннеси.
Перевод Тимура Кайназарова
Источник: http://outpouring.ru/news/2010-10-19-2130 |