Charles Fox Parham родился в городе Маскатин штат Айова в 1873 году. Его
мама была верной христианкой. В то время, как у многих его ровесников, у
него были серьезные проблемы со здоровьем. Он родился с косолапостью. В
младенчестве он подхватил вирусную инфекцию, которая очень ослабила его
организм. В 1878 году его семья переехала в Канзас, где в возрасте 9
лет он заболел ревматизмом. Это привело его в еще худшее состояние. И
именно в этот период времени он впервые услышал призыв к служению Богу.
Мама Пархэма умерла в 1885 году, и эта весть явилась сильным ударом для
него. Он заявил, что «увидит её на небесах» и выбрал принять Христа
незадолго после её смерти. Он покаялся на евангелизационном служении в
конгрегационалистской церкви. Он присоединился к методисткой церкви и
начал учить в воскресной школе. В 1888 году в возрасте 15 лет он начал
проводить евангелизационные служения.
В 1890 году Пархэм поехал в колледж Southwest Kansas. Тогда он всё ещё
страдал от серьезных приступов ревматизма. Хотя его первоначальным
планом был изучать теологию, он стал изучать медицину. В 1891 году он
оказался сильно истощен жестокими приступами ревматизма. Он думал, что
умрет. В то же время он почувствовал, как Бог спрашивал его, хочет ли он
пойти и проповедовать. Пархэма покаялся, что не следовал за Богом и был
исцелён. Бог также исцелил его от косолапости. Сердце Пархэма зажглось
истиной Божественного исцеления. Он начал учить об исцелении, а также о
движении святости Весли. В 1893 году он оставил школу и стал временно
служить пастором Методисткой церкви возле города Лоренс, Канзас. Он
закончил служить в этой церкви в 1895 и стал свободным проповедником. Он
в основном учил об исцелении и молился за больных. В 1896 году он
женился на Сарре Элла. В 1898 Пархэм посетил дома исцеления Джона Александра Доуи
в Чикаго. Он был так впечатлен увиденным, что приехав в Топека, штат
Канзас, основал дом исцеления по вере Вефиль. Также супружеская пара
начала выпускать журнал «Апостольская вера» ("Apostolic Faith").
В 1900 Парэм посетил несколько религиозных центров исцеления. Он провел 6
недель в общине святости Фрэнка У. Сэндфорда (Frank W. Sandford) в
Шейло, штат Мэн. Он также побывал у Д.Л. Муди (D. L. Moody) в Чикаго, в
церкви А. Дж. Гордона в Бостоне, штат Массачусетс , а также у A. B. Simpson
в Наяк, штат Нью-Йорк. Многое в движении святости было сфокусировано на
великом излиянии Святого Духа в последнее время. Он также слышал
истории о небольших вспышках говорения на иных языках среди студентов в
общине Сэндфорде в 1900. Он верил, что дар говорения на языках давал
определенную силу для миссионеров, которые будут служить во время
великой жатвы последнего времени. Пархэм вернулся в Топека и решил
открыть библейскую школу, где студенты могли бы учиться искать
присутствия Святого Духа с еще большим рвением, чтобы исполнить
миссионерский призыв.
К сентябрю 1900 года он основал Стоунз Фолли (Stones Folly). Это был
замок из двух башен, которые построили, а потом оставили. Он пустовал
около 10 лет. Пархэм и группа студентов из 40 человек с их супругами и
детьми жили и работали в этой школе. В одной из башен они проводили 24
часовую молитву и назвали её «молитвенная башня». В здании из-за трещин
протекали потолки, были сквозняки, что делало жизненные условия
тяжелыми. В 1901 году Пархэм уехал в путешествие, вдохновив своих
учеников изучать Писания о свидетельствах Духа Святого. Вернувшись, они
сообщили, что говорение на языках и является свидетельством. Пархэм
особенно верил, что языки были даром говорения на определенном языке,
который давался для миссионерской деятельности (т.е. ксеноглоссолалия
вместо глоссолалии, который был общим даром иных языков). Они стали
просить у Бога такого излияния и переживали его. Агнез Озман (Agnes
Ozman), как считалось, говорила на китайском языке в течение трех дней.
Молва быстро разошлась, так что некоторые служители просили помолиться,
чтобы получить этот дар.
Семья Пархэмов была вынуждена уехать из Стоунз Фолли, когда объявился
«хозяин». Вместе с группой они переехали в Канзас Сити, но их послание
не получило распространение. Однажды Пархэм проводил собрание
пробуждения в Эльдорадо Спринз, штат Миссури – в местном центре горячих
источников, куда люди приезжали для «водолечения». Миссис Мэри А. Артур,
которая приехала туда с несколькими заболеваниями, пришла на собрания
Пархэма и попросила молитвы. Она была чудесно исцелена от всех её
болезней, также включая слепоту одного глаза. И миссис Артур пригласила
Пархэма проповедовать у неё дома в городе Галена, штат Канзас осенью
1903. Служения продолжались несколько месяцев, тысячи людей посетили
собрания, 800 обратились ко Христу, тысячи приняли учение о
Пятидесятнице и основались новые церкви.
В 1906 году Пархэм решил посетить Сион Сити в штате Иллинойс. Джон
Александр Доуи был нетрудоспособным в результате инфаркта и городом
управлял Уилбер Г. Волива (Wilbur G. Voliva). Для Пархэма этот город
стал примером центра пробуждения для движения Пятидесятницы. Доуи и
Волива вместе не согласились с учением Пархэма об иных языках, и хотя
уже было много отозвавшихся на это учение, он не смог повлиять на весь
город как он надеялся. В 1907 Пархэма арестовали из-за факта полового
извращения, но все обвинения были сняты из-за недостатка свидетелей.
Волива поспособствовал, чтобы этому противоречивому факту была принята
публичная огласка, и влияние Пархэма упало. Также в это время росли
споры внутри движения Пятидесятницы и возникли неисчислимые расколы.
Пархэм видел себя как лидер этого недавно окрепшего движения, но не все с
этим соглашались и большинство Пятидесятнических церквей не приняли его
руководство. Грустно говорить, но были факты того, что Пархэм, будучи
строгим сегрегационистом, был вовлечен в общество Ку Клукс Клан (Ku Klux Klan).
Последние 20 лет своей жизни Пархэм провел в Бакстер Спрингз, штат
Канзас. Он продолжал проповедовать о пятидесятнице и служил евангелистом
и молился за исцеление. Пархэм постоянно ездил по пятидесятническим
церквям и сильно ослаб после поездки в Темл, штат Техас. Он умер 29
января 1929 года в возрасте 56 лет. Его семья, боясь, что могут
навредить его могиле, похоронила его с небольшим камнем, даже не
записывая имя. Годами позже его друзья водрузили мемориал.