Reuben
Archer Torrey родился 28 января 1856 года в Hoboken, штат Нью-Джерси у
Рубина и Елизабет. Его родители были христианами, а его мать была
женщиной молитвы. В первое время его жизни семья была богата; отец был
успешным банкиром и юристом. Торрей был очень застенчив и никогда не
выступал перед людьми. Хотя он рос в христианском доме, он не сделал
личностного посвящения Христу. Однажды, читая книгу о христианстве, к
нему пришло понимание, что Бог призывает его быть проповедником. Он не
захотел этого и решил стать юристом. Он отправился в Йельский
университет в 15-летнем возрасте и начал вести мирскую жизнь.
Торрей
обратился драматическим образом. Одной ночью в 1875, находясь в Йеле,
ему приснился сон, в котором его мать пришла к нему как ангел и
попросила его проповедовать евангелие. Началась борьба. К нему
подступило сильное желание убить себя. Его мать, находясь за много
километров, проснулась, получив побуждение от Бога молиться за него.
Торрей пришел в чувство и понял, что должен молиться. Он склонил колени и
сказал: «О, Боже, освободи меня от этого бремени. Я буду
проповедовать!» Сразу же он пережил переполняющее чувство мира. Он
закончил университет летом 1875 и поступил в Йельскую Божественную
школу. Он также начал евангелизировать. Ему всё ещё было трудно
выступать перед людьми.
В 1878 Торрей впервые услышал D. L.
Moody. Муди был превосходным евангелистом. У него не было образования,
но он был полностью посвящен Богу и спасению потерянных. Торрей был
впечатлён им и начал евангелизировать с большим усердием. Он также
прочёл работы Чарльза Финнея. Финней и Муди имели одно общее. Они верили
в крещение Святым Духом, чтобы облечется силою свыше (Лука 24:49). У
обоих были значительные переживания, в которых он получили крещение
Духом ощутимым образом.
Торрей окончил школу в 1878 и был
рукоположен как конгрегационный священник. Он стал руководить церковью в
Garretsville, Огайо с 1878 по 1882. В этот период он женился на Кларе
Смит. Торрей учился в немецких университетах Лейпцига и Эрлангена в
1882-83. Здесь он стал ярым противником теологии известной как «высший
критицизм» или идеи, что Писание не было богодухновенно. По возвращении в
США он переехал в Миннеаполис, Миннесота, где служил пастором в Церкви
Открытая Дверь (1883-1886) и в Людской Церкви (1887-1889) и занялся
Конгрегационным Миссионерским Обществом (1886-1889). В этот период он
прочёл книгу Джорджа Мюллера «Жизнь Доверия».
Молитва стала центром во взаимоотношениях Торрея с Богом. Он также
увидел первого исцелённого человека в ответ на свою молитву в 1884.
Торрей стал сотрудничать с Христианским и Миссионерским Альянсом. На
Первом Национальном Собрании Христианских Работников в июне 1886 Торрей
числился председателем. Хотя основной фокус собраний был евангелизм,
также говорили и об исцелении. А. Дж. Гордон был одним из делегатов. Торрей увидел, как люди исцеляются по молитве.
Торрей
стал взывать к Богу о крещении Святым Духом. Он знал, что нужно больше
Бога. «Я помню точное место, где я склонился на коленях в молитве…Это
был очень тихий момент, один из самых тишайших моментов, которых я
знал….затем Бог просто сказал мне, не слышимым голосом, но в моё сердце,
«Это твоё. Теперь иди и проповедуй». Он уже говорил мне это в Своём
Слове в 1 Иоанна 5:14,15, но тогда я не знал Библию так как знаю сейчас и
Бог помиловал меня в моём игнорировании этого и проговорил прямо в мою
душу…Я пошел проповедовать и стал новым служителем с того дня… Через
некоторое время после того переживания (я точно не припомню через
сколько), когда я был в своей комнате однажды… внезапно… я стал кричать
(я не из тех, по натуре, кто любит и может кричать, но я кричал как
самый громкий методист) «Слава Богу, слава Богу» и я не мог
остановиться…Но так не было, когда я был крещён Святым Духом. Я был
крещён Святым Духом, когда я взял Его простой верой в Слово Божье».
Торрей в своей церкви стал проводить собрания, где они просили Святого
Духа принести пробуждение по всему миру.
В 1889 году Д. Л. Муди
открыл новую Библейскую Школу. Он искал кого-нибудь, кто мог бы вести её
и ему рассказали о Торрее. Муди предложил ему заняться школой. Он
согласился и был директором школы с 1889 по 1908. Муди и Торрей стали
близкими друзьями и партнёрами. Торрей продолжал сотрудничать с Альянсом
и выступал на Девятой Генеральной Конференции Изучения Библии в июле
1891. А. Дж. Гордон был также одним из выступающих. Торрей стал членом
совета Альянса в 1892 году. На конференции Альянса 1893 году, проводимой
в церкви Муди, Торрей и Елизабет В. Бейкер
были в комитете. Торрей выступал на других конференциях на тему «Что
такое крещение Духом», «Как принять Его крещение», «Сила для служения».
Затем произошло то, что изменило взгляд Торрея на исцеление. Джон Александр Доуви
переехал в Чикаго в 1893 году. Доуви уже был противоречивой фигурой и
очень агрессивно и публично атаковал церкви, несогласные с его
теологией. Доуви был противоположностью Муди. Жизнь Муди была одной из
cмирённых, посвящённый служению другим и альтруистом. Доуви же был
громким, дерзким, антагонистом, само-возвеличивающимся материалистом.
Это было столкновение культур. Тема исцеления в Чикаго стало очень
противоречивой и Торрей больше не работал с Альяном, хотя Альянс
продолжал поддерживать его, оплачивая собрания. В 1894 Торрей возглавил
Чикаго Авеню Церковь, переняв её от Муди и отстранился от темы
исцеления, и возможно из-за особенной просьбы Муди. Между Муди и Доуви в
первые годы были несогласия, но после того как Доуви переехал в Чикаго,
это перешло в ужасную битву. Муди атаковал методы и характер Доуви.
Доуви атаковал работу Муди. В октябре 1898 Муди заявил, что будет
сражаться с Доуви, его церковью и движением исцеления. Доуви в ответ
опубликовал письмо, предположительно от Торрея, датируемое апрелем 1898
года, где он просит молиться за исцеление своей дочери и затем
исповедует свою веру в учение исцеления. Доуви также заявил, что если
Муди не перестанет атаковать его, то умрёт. Когда Муди умер в 1899,
Доуви публично заявил, что это был Божий суд за то, что Муди атаковал
его.
Торрей был очень сердит. В январе 1900 он проповедовал
против Доуви в своей церкви. Доуви в ответ назвал его отступником и
трусом. Он также заявил, что если Торрей не покается, то как и Муди
попадёт под Божий суд и умрёт. Всякие позитивные чувства, которые были у
Торрея в отношении Доуви и движения исцеления, превратились в пыль
после таких публичных заявлений. Доуви опубликовал апрельское письмо,
которое Торрей назвал подделкой. К счастью для Торрея и Чикаго, Доуви
купил землю к северу от Чикаго и перевёл штаб-квартиру в Город Сион в
1901 году. Хотя Доуви иногда продолжал публиковать свои нападки, его
фокус был в основном занят строительством города.
В 1902 Торрей
почувствовал, что Бог призывает его совершить мировое евангелизационное
турне. Торрей и его бывший студент Charles M. Alexander отправились в
Австралию, где были частью большой евангелизационной компании, которая
включала 50 различных центров. Огонь сошел на Австралию и тысячи пришли
ко Христу. Следующие 6 месяцев он провёл в поездках по Австралии,
Тасмании и Новой Зеландии. Их позвали в Англию, и они решили по пути
остановиться в Индии на 6 недель. Из Индии они отправились в Шотландию,
Францию и Германию. Затем они вернулись в Англию, а также побывали в
Ирландии и Уэллсе. Есть мнение, что по многим молитвам и благодаря
служению Торрея в Уэллсе, там произошло Уэльское Пробуждение
в 1904 году. Они вернулись в Лондон ещё раз и провели собрания в Роял
Альберт Холл (см. фото ниже) с февраля по июнь 1905. В конце этих
собраний было подсчитано, что их посетило более миллиона людей и было
зафиксировано более 17000 обращённых. Он вернулся в Америку в декабре
1905 года и решил продолжать свои евангелизации по всем США и Канаде.
Торрей
отдохнул немного и начал Библейскую Конференцию Монтроуз в 1908. Он
вновь посетил Англию, Шотландию и Ирландию в 1911. Он переехал на
Западное Побережье и сталь Деканом Библейского Института Лос-Анджелеса и
начал Церковь Открытых дверей, в которой он служил до 1924 года. Вновь
Торрей столкнулся с движением исцеления. В 1919 Эми Семпел МакФёрсон стала известным исцеляющим евангелистом, поселившейся в Лос-Анджелесе.
В
1923 Торрей почувствовал, что должен среагировать на то, что увидел. Он
написал маленькую книжку под названием «Божественное исцеление», где
ясно определил, что верит, что Бог всё ещё исцеляет и что сам видел
много исцелений в своём служении. Он говорил, что мог бы «говорить
часами» об исцелениях, которые видел после молитвы за людей. С другой
стороны он верил, что нужно правильно к этому относиться. Он использовал
Иакова 5:14-15, чтобы сказать, что только церковные лидеры могут
молиться за больных и помазывать их маслом и молиться за исцеление. Он
верил, что старейшинами могут быть только мужчины и поэтому только
мужчины могут молиться за больных. Во-вторых, он использовал 4 Царств
13:14 и 2 Тимофея 4:20, чтобы доказывать, что иногда Бог не хочет
исцелять. Елисей, который был близок к Богу, заболел и умер. Повел,
который был человеком великой молитвы, должен был оставить Трофима
больным в Мелите. Он считал, что публичное служение неуместно согласно
Иакова 5:14-15 и что только лидеры могут молиться за больных. Также он
допускал, что люди могут молиться за себя, если только не использовать
масло. И наконец, Торрей говорил, что «использование других средств» или
медицины не является неправильным и ссылался на совет Павла Тимофею
принимать немного вина для своего желудка. С другой стороны он считал,
что многие рецепты врачей являются всего лишь шарлатанством.
Торрей
был настоящим евангелистом. Он говорил, что скорее спас бы одну душу,
чем исцелил тысячи тел. Он говорил: «Бог отвечает на молитву за
исцеление сегодня? Действительно ли Он исцеляет людей, которых не могут
вылечить врачи? Происходят ли чудеса сегодня? На все эти вопросы я
отвечу, да. Не только Библия говорит об этом, но и опыт показывает это».
Торрей умер 26 октября 1928 года. Его замечательные евангелизационные
компании остаются, как и его друга Муди, эффективными и памятными в
христианском движении.